1.1.18

Русский народный костюм, или в поисках своих корней

 Начну год с рассказа о моём "загадочном" швейном проекте, потому что 23 декабря я его завершила.

 Примерно два с половиной года назад наш батюшка сказал мне, что финны же какие молодцы - на великие церковные праздники приходят не просто нарядные, а в национальных костюмах. Вот бы и нам так! Ты же, мол, рукодельница, возьми да и сшей себе костюм. Да неее, вон ты и шьёшь, и рисуешь, и чего только ни делаешь, справишься!

 Кто, я? 😳 Не, ну сумку ещё могу сшить, ну коврик лоскутный, но одежду.. Хотя когда-то я и ковриков и сумок помыслить не могла - моим пределом в этой области рукоделия было подшить занавески или зашить дырку 😊
 Время шло, а идея сидела в голове. И чем дальше, тем больше укреплялась мысль, что я "созрела". Если раньше мне вообще не нравился вид русского костюма, то теперь я заинтересовалась этой темой, фотографии традиционного костюма радовали глаз (например, у Ани, я даже скажу, благодаря ей я сильнее всего продвинулась с костюмом, вдохновилась, "заразилась" идеей, а потом ещё она прислала мне журнал с выкройками..). В общем, решение было принято.

 Как обычно в таких сложных случаях, я не знала, с чего начать..
 Я долго цеплялась за Петербург - город, в котором родилась я, мои родители и некоторые родные по папиной линии (во всяком случае, до моей пра-прабабушки). Не могла ничего найти. Есть костюмы малых народов, проживавших на территории Ленобласти, но что носили в самом Петербурге - совершенно непонятно. Потом дошло поспрашивать у родных о своих корнях поточнее. Оказалось, мои корни известны всего лишь до начала XX или конца XIX века, но и то я узнала много интересного.


 Родные по папиной линии: деревни Колюбаки и Решетниково (Великолукский район Псковской области), деревня Сафроново (сейчас Псковская, а тогда это была Калининская область); моя пра-прабабушка была из Петрограда. Моя мама говорит, что папа "до скучного русский" :D

 Родные по маминой линии: опять же, Псковская область (по дедушке), а бабушкина родня была из Андреаполя, который тогда стоял на границе между Псковской и Тверской губерниями (это по бабушкиной линии), а папа у бабушки был донской казак, из Краснодона (Луганская область Украины). Бабушкины родители разошлись сразу после войны, отца она видела только один раз (до войны она его не помнит), и о нём абсолютно ничего не известно. Поэтому на украинских корнях я акцента не делаю. У меня все русские, в основном псковские, как оказалось.



 Но с псковским костюмом тоже всё сложно!

"– Настоящий костюм в традиционном стиле очень непросто изготовить, а тем более псковский, которого, по мнению некоторых этнографов, вообще не существует, – объясняет главный специалист отдела декоративно-прикладного творчества Псковского областного центра Наталья Бочина. – Возьмите, к примеру, Рязанскую губернию. Сохранились оригинальные рязанские костюмы какого хочешь уезда, а псковского вы не найдёте и в самых богатых музейных коллекциях. Даже в собрании Российского этнографического музея."
 (источник)

 Эх, вечно я влезу во что-нибудь невозможное.. После такого начала руки опускаются. Чего искать, если ничего не сохранилось? Однако, костюм-то мне всё-таки нужен, поэтому я копалась и копалась..

 Из знаменитой коллекции Шабельских (брала отсюда):

Псковская губерния. Меховой воротник.

Тверская губерния (17). Головной убор по типу венца. Такие головные уборы зачастую имели налобные поднизи из жемчуга или рубленого перламутра, а сзади от них по спине спускались лопасти из дорогих материалов.
Тверская губерния (25). Кафтан и меховая шапка с платком. Вот такой кафтан мне очень нравится..
Тверская (26). Кокошник и подбитая мехом шуба. Всё какие-то верхние одежды... что поделать - север :D
Тверская (28). Тоже кафтан. На голове - кокошник. Девичьи и особенно женские головные уборы зачастую носили с платком, шалью, головным покрывалом из кисеи или шелка.
В качестве головного убора могли использоваться один или два платка. Как правило, это были платки из шелка, обильно украшенного золотным шитьем.
Тверская (29). Душегрея, или коротёна, и кокошник. Ожерелье из рубленого перламутра.

 Из этой же статьи:

 Сарафаны

 Сарафаны имели несколько типов покроя. С рубежа XVIII-XIX вв. наибольшее распространение получил косоклинный распашной сарафан. Его шили из двух передних и одного заднего полотнища, с косыми клиньями по бокам. Спереди полы застегивались сверху донизу на множество пуговиц с воздушными петлями.

 Распашные сарафаны изготавливали из самых разных тканей домашней и фабричной выработки. Однотонные сарафаны из холста, кумача, китайки украшали по подолу и вдоль распаха хлопчатобумажной или шелковой тесьмой. Сарафаны из полупарчи, бархата, разных видов шелков декорировали позументом или золотным кружевом.
 Обязательным элементом костюма обычно являлся пояс, обхватывающий сарафан по талии, но нередко, чтобы уберечь дорогостоящую ткань от трения и порчи, пояс повязывали по рубахе под сарафаном.  





 Головные уборы и украшения

 Женщины, преимущественно молодые, носили твердый головной убор, называемый «кокошником». Кокошники были очень разнообразны по конструкции, форме и характеру украшений, но всегда плотно охватывали голову женщины и закрывали волосы.

 К очелью многих кокошников обычно крепилась налобная сетка-поднизь из жемчуга или рубленого перламутра. Из тех же материалов делались височные украшения, спускающиеся от головного убора. 





 Девушки и молодые женщины, наряжаясь в праздничный костюм, обязательно использовали украшения: серьги и ожерелья из рубленого перламутра, стеклянные бусы, металлические цепи и гайтаны из бисера, иногда с крестами.

 Шейные и нагрудные украшения делали преимущественно из бисера, лент; популярны были также бусы, которые носили по много низок и нередко вместе с украшениями другого типа.

 
 Рубахи


 Для северной традиции более характерны рубахи с прямыми поликами.

 Праздничные рубахи украшались на плечах, вокруг ворота, на рукавах и подоле. Декор в зависимости от локальной традиции выполнялся в разных техниках: вышивка, узорное тканье, нашивание лент, аппликация, - а также с помощью комбинирования разных приемов. Техника декора рубахи, его орнаментика и место расположения являлись четким маркером каждой локальной традиции.



Фотография из второй части статьи.
Тверская губерния.
 Русский национальный костюм из цифровой коллекции Эрмитажа (по ссылке есть также хорошие фотографии украшений к костюмам):

Костюм девичий праздничный: сарафан, рубаха
Северные губернии. Начало 19 в.
Тафта, кисея, серебро, металлическая нить; вышивка.
Костюм "мамки": сарафан, душегрея, бусы
Санкт-Петербург. Конец 19 - начало 20 вв.
Шелк, металлическая нить, бахрома, аграмант, искусственный жемчуг;
Костюм женский праздничный: сарафан, телогрея, кокошник "головка", платок
Тверская губерния Вторая половина 19 в.
Камка, шелк, парча, бархат, бахрома, металлическая нить, перламутр, бисер; плетение, вышивка
Девичий головной убор: венец
Северо-западный регион. Первая половина 19 в.
Холст, шнур, стразы, речной жемчуг; вышивка. 13х52 см

Женский головной убор: кокошник
Псковская губерния. Вторая половина 19 в.
Парча, белый бисер, холст; вышивка. 27х26 см
А вот эти замысловатые серьги крупнее. Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 - начало 19 вв.
Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь; плетение.

Женский головной убор: кокошник "головка"
Тверская губерния. 19 в.
Бархат, перламутр, бисер, металлическая нить; плетение, вышивка. 15х20 см.
А вот свадебный костюм жительницы Псковской губернии (конец XVIII - начало XIX веков). Небольшая статья на сайте РЭМ.

 В общем.

 Есть два основных типа костюма - севернорусский (сарафанный комплекс) и южнорусский (поневный комплекс)

 Я - из северных (кроме прадеда из Краснодона, но это вообще отдельный разговор), так что ни понёва, ни кичка мне не "светят". По идее, нужно сшить сарафан и рубаху с прямыми поликами к нему.

 Снова перебирала ткани в Питере, решила взять алую и подходящую ей сине-красно-бежевую. Хоть на фотографиях и не вижу настолько ярких. Но у меня у самой при словах "русский народный костюм" в голове всегда возникала картинка с сарафаном красного цвета, с полосой и пуговицами спереди сверху донизу. Правда, вот полоса эта мне всё равно не нравится, поэтому решила шить без неё..


(продолжение следует..)

10 comments:

  1. ОООООООООООО!!!!!!! Саша! Ты молодец! Жду с нетерпение показа)) Тему хорошо проштудировала)) Значит скобариха))) У меня муж наполовину скобарь) Мы в Псков ездили в октябре) В поганкиных палатах видела красный сарафан из штофной ткани, без полосы по центру! с золотым галуном по подолу. Жаль верх сарафана было не разглядеть, платком накрыт манекен. Эх, надо брать себя в руки и выкладывать!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Аня, всё благодаря тебе!! Спасибо тебе огромное за вдохновение, поддержку и помощь!
      Ух ты, прям мой случай... ))
      Почти про все части костюма написано описание, какой-нмкакой текст, но самое интересное, сарафан ещё не отснят)) я ждала свободного времени, потом присмотрела место для съёмки и ждала хорошей погоды с осенним солнышком, потом наступила зима.. вот как оно теперь происходит! Придётся снимать дома, как обычно.. но всё равно, бОльшая часть работы для блога уже сделана!

      Delete
  2. Саша, как интересно, Бог в помощь, любопытно, что у тебя получится, а как головной убор, на платке остановишься?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хадижа, спасибо! Костюм так-то уже готов, осталось только доыотографировать и выложитт серию постов.
      Была мысль сделать кокошник, но, рассуждая здраво, это уже лишнее)) мне костюм нужен только на праздники в храм, он и так привлёк много внимания на Рождество, так что да, остановлюсь на платке.

      Delete
  3. Саша, потрясающий проект!
    Какую работу ты провела - с ума сойти! Жду показа, умирая от нетерпения.
    А мне наоборот очень нравится эта отделочная полоса-застежка спереди, переходящая на подол.
    И я бы сделала головной убор, типа как на третьей цветной фотографии, я в музеях всегда у таких останавливаюсь и рассматриваю.
    Ещё очень интересно - посмотреть другие костюмы прихожан.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо)) Приеду из Петербурга, сделаю фотогрвфии сарафана и выложу, когда будет возможность) На единственный свободный день каникул после приезда, к сожалению, набирается уже большой список дел, и все, естественно, важные и безотлагательные((
      Другие костюмы прихожан показать не могу: нет фотографий, а чтобы их сделать, нужно у каждого брать разрешение.

      Delete
  4. Саш, так интересно, столько информации! Очень основательно ты к делу подошла! Я уже пара лет вынашиваю мысль создать что-то на основе русского сарафана, но чтобы это выглядело повседневным, при этом читались русские мотивы... пока ничего не придумала 😅 Буду у тебя вдохновения набираться)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Надя, ты меня знаешь, у меня если что-то засело в голове, то подхожу основательно, по-другому никак)
      У меня костюм задумывался как праздничный. Попробуй посмотреть вот этот магазин на ЯМ https://www.livemaster.ru/katerrr000?sortitems=0&v=0
      Тоже, конечно, не повседневное, хотя на основе некоторых образцов именно можно что-то придумать. Мне у этой девушки рубахи-платья ("Этно") безумно понравились, вот, может, такое что-то?

      Delete
    2. Саш, спасибо за ссылку, полистала! Да, рубашки супер! И сшить-то несложно вроде, вопрос только в отделке... Мне еще вот это страшно понравилось у нее: https://www.livemaster.ru/item/893218-odezhda-narodnyj-kostyum-mod-2

      Delete
    3. Надя, да, главное, где такую ткань найти.. Мне тоже многое понравилось, и сарафаны, и рубахи, и костюмы)

      Delete

Тэги, допустимые в комментариях

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...